1
2.3. Каждый педагогический работник несёт ответственность засоответствие всех
размещенных на всеобщем обозрении материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.)
орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного
языка.
2.4. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной
работе
с
обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по
каждому разделу учебной программы.
2.5. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая
справочную литературу, словари.
2.6. Учитель-предметник несет ответственность правильное, грамотное оформление
классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать четко,
аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
Домашнее задание в обязательном порядке записывается учителем на доске.
3. Требования к речи обучающихся
3.1. Обучающиеся должны уметь:
- давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького
текста; односложные ответы необходимо исключить;
- правильно строить сложноподчиненные предложения (недопустимы
устные
ответы, начинающиеся с придаточного предложения);
- развернутый устный или письменный ответ типа рассуждения должен иметь четкую
структуру: тезис, аргумент(ы), вывод;
- говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной
цели высказывания;
- излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные
связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
- правильно и точно отбирать логический материал в соответствии со значением и
стилистической окраской слова;
- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной
интонации;
- оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических
и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
3.2. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
- правила произношения и постановка ударений;
- правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний
и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
- правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании
изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в
названиях
исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей
и т.д.).
3.3. Речь обучающихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием
словаря, богатством грамматического строя, уместным использованием эмоционально
окрашенных средств речи. Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения,
как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к
высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении
проблемы и так далее.
2
4. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требованийк
устной и письменной речи обучающихся
4.1. Речевая культура школьников может успешно воспитываться только в результате
целенаправленных действий всего педагогического коллектива. С этой целью каждому
учителю рекомендуется:
- тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех
формулировок;
- грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в
дневниках учащихся, в рабочих программах и т.п.);
- писать разборчивым почерком;
- не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов,
нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в
формулировках определений.
- на всех уроках больше внимания уделять формированию умений
учащихся
анализировать,
сравнивать,
сопоставлять
изученный
материал,
при
ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
- на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное
восприятие обучающимися учебного текста и слова учителя, которые являются не
только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно
оформленной речи;
- любое высказывание обучающихся в устной и письменной форме (развернутый
ответ
на
определенную
тему,
доклад,
описание
физического
или химического опыта, рецензия) следует оценивать, учитывая
содержание
высказывания, логическое построение и речевое оформление, исправляя допущенные
ошибки;
- шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов
формирования культуры устной речи обучающихся, как средство эмоционального и
логического осмысления текста;
- настойчиво учить школьников работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной
литературой по предмету, каталогом и картотекой, подбирать литературу по
определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой,
обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и
т.д.;
- систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по
ознакомлению
с
терминологией
изучаемого
предмета.
При
объяснении
слова произносить
четко, записывать
на
доске и в
тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление
в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами,
относящимися к данной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере
необходимости;
- следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным
оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и
пунктуационные ошибки.
4.2. Учителям начальных классов:
- показывать обучающимся образцы устной и письменной речи
(обязательное
соблюдение
орфоэпических,
орфографических,
3
грамматических, словообразовательных норм,
норм лексической сочетаемости и
так далее);
- использовать все виды пересказа для расширения и активизации
словарного запаса обучающихся, для
практического усвоения нормированной
устной и письменной речи;
- для совершенствования речи использовать такие методические приемы, как
самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам,
работа в постоянных и сменяемых парах и так далее.
4.3. Всем работникам школы:
- добиваться повышения культуры устной разговорной речи обучающихся, исправлять
неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением
жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уроке, так и вне
урока;
- шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады,
конкурсы,
факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования
речевой культуры обучающихся;
- тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, слайд-презентаций,
стенных
школьных
газет,
объявлений,
а
также
документов,
выдаваемых на руки обучающимся и их родителям (законным
представителям);
- при планировании общешкольных мероприятий и работы классного
руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению
единых требований к речи обучающихся в школе и дома.
5. О письменных работах учащихся начальной школы
5.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
- упражнения по русскому языку и математике;
- текущие, итоговые письменные контрольные работы по русскому языку (диктант,
списывание текста, изложение, сочинение) и математике;
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения
природоведения.
5.2. Домашние задания вводятся со 2 класса.
5.3. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и
проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются
учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а
также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных
работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
5.4. Контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы;
- в конце четверти, полугодия.
5.5. Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по
одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.
5.6. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых
контрольных
работ
определяется
общешкольным
графиком,
составленным
администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным
с учителями. В течение учебного дня не следует проводить в классе более одной
контрольной работы. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо
предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия. Не
4
рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый
день после праздника, в понедельник.
5.7. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от
требований программы.
6. О письменных работах учащихся основной школы
6.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:
- конспекты первоисточников, доклады, рефераты;
- упражнения;
- планы статей и других материалов из учебников;
- сочинения, изложения, диктанты;
- письменные ответы на вопросы;
- проекты;
- презентации;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- аналитические и обобщающие таблицы, схемы, карты и т.п. (без копирования готовых
схем из таблиц и учебников);
- фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения природоведения,
биологии, географии;
- проверочные и самостоятельные работы.
6.2. Текущие контрольные, самостоятельные работы имеют целью проверку усвоения
изучаемого и проверяемого программного материала. Для проведения текущих
контрольных работ учитель может отводить весь урок или его часть.
6.3. Контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы;
- в конце четверти, полугодия, года.
6.4. Количество контрольных работ по предметам определяется в зависимости от
требований программы.
6.5. Содержание работ для письменного контроля может быть организовано по
одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам.
6.7. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения итоговых
контрольных
работ
определяется
общешкольным
графиком,
составленным
администрацией школы с учетом общего количества контрольных работ и согласованным
с учителями. В течение учебного дня
не следует проводить в классе более
двухконтрольных работ.При планировании контрольных работ в каждом классе
необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, в первый
день после праздника, в понедельник.
7. Количество и назначение ученических тетрадей
учащихся начальных классов
7.1 Ведение тетрадей по всем предметам является обязательным (кроме физической
культуры, технологии и изобразительного искусства).
7.2. Возможно наряду с рабочей тетрадью использование тетради на печатной основе
(если школа включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается
приказом директора школы на текущий учебный год).
5
7.3.Обучающиеся должны использовать стандартные тетради, состоящие из 12-18 листов.
7.4. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее
количество тетрадей:
7.4.1. По русскому языку в 1-4 классах – 2 рабочие тетради, при обучении грамоте прописи, к концу обучения грамоте наряду с прописями учитель вводит тетради в косую
линию.
7.4.2. По математике в 1-4 классах – 2 рабочие тетради.
7.4.3.По иностранному языку - для выполнения всех видов учебных учащимся
рекомендуется иметь тетради и словарь:
– с первого года обучения (2 класс) – 2 тетради (в линию, в косую), одна из которых
может быть на печатной основе, словарь в клетку;
– для выполнения итоговых, контрольных работ - тетрадь для текущего, модульного
и итогового контроля.
7.4.4. По окружающему миру - 1 тетрадь,фиксация наблюдений природных явлений по
природоведению во 2 – 4 классах ведется в рабочей тетради, допускается использование
тетради на печатной основе.
7.4.5. По литературному чтению, музыке – 1 тетрадь(по усмотрению учителя).
7.4.6. По родному русскому языку – 1 тетрадь.
7.4.7. По родному крымскотатарскомуязыку :
- в 5-9 классах 2 рабочие тетради и 1тетрадь для контрольных работ;
- в 10-11 классах 1 рабочая тетрадь и 1тетрадь для контрольных работ.
7.5. Для контрольных работ по русскому и крымскотатарскомуязыку, математике
используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в
школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.
7.6. Во 2-4 классах – 1 тетрадь по развитию речи для выполнения творческих
работ, написания сочинений, изложений, которая в течение всего учебного года хранится
в школе и выдаётся ученикам для выполнения работ и работ над ошибками(контрольные
изложения– в тетради для контрольных работ).
8. Количество и назначение ученических тетрадей учащихся 5- 11 классов
8.1. Для выполнения всех видов работ ученики должны иметь следующее количество
тетрадей:
8.1.1. По математике:
- в 5 – 6 классе – по 2 тетради,
- в 7-9 классе – по 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии),
- в 10-11 классе – по 2 тетради (1 по алгебре и 1 – по геометрии),
- в каждом классе 1 тетрадь для контрольных работ.
8.1.2. По физике, астрономии – 2 тетради (1 – для выполнения классных и домашних
работ, решения задач, 1 – для лабораторных и контрольных работ, которая хранится в
кабинете в течение года).
8.1.3. По технологии – 1 общая тетрадь большого формата на весь период обучения.
8.1.4. По информатике – 2 тетради (1 – для выполнения классных и домашних работ,
решения задач, 1 – для контрольных работ).
8.1.5. По русскому языку:
- в 5-9 классах- 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ;
- в 10-11 классах - 1 рабочая тетрадь,1 тетрадь для контрольных работ.
8.1.6. По литературе:
- в 5-9 классах - 1 рабочая тетрадь,1 тетрадь для контрольных работ;
6
- в 10-11 классах - 1 рабочая тетрадь,1 тетрадь для контрольных и творческих работ.
8.1.7. По географии – 1 рабочая тетрадь,1 тетрадь для практических работ и контурные
карты.
8.1.8. По химии – 2 тетради (1 для выполнения домашних и классных работ, оформления
лабораторных опытов, решения задач, 1 – для выполнения практических и контрольных
работ, которая хранится в кабинете в течение года).
8.1.9. По биологии, природоведению - 3 тетради (1для выполнения домашних и классных
работ, 1 для лабораторных работ, 1 для контрольных работ).
8.1.10. По ОБЖ – 1 тетрадь.
8.1.11. По истории – 1 тетрадь и контурные карты.
8.1.12. По обществознанию – 1 тетрадь.
8.1.13. По иностранному языку – для выполнения всех видов учебных работ по
иностранному языку учащимся рекомендуется иметь тетради и словарь:
– 2 тетради (в линию), одна из которых может быть на печатной основе, словарь в
клетку;
– 1 тетрадь для выполнения контрольных работ.
8.1.14. По родному русскому языку – 1 тетрадь.
8.1.15. По родному крымскотатарскомуязыку :
- в 5-9 классах 2 рабочие тетради и 1тетрадь для контрольных работ;
- в 10-11 классах 1 рабочая тетрадь и 1тетрадь для контрольных работ.
8.1.16. По изобразительному искусству – альбом или папка.
8.1.17. По музыке – 1 тетрадь.
8.2. Для контрольных работ выделяются специальные тетради, которые в течение всего
учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них контрольных
работ и работ над ошибками.
8.3. Возможно наряду с рабочей тетрадью использование тетради на печатной основе
(если школа включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается
приказом директора школы на текущий учебный год).
9. Порядок ведения тетрадей
9.1. Все записи в тетрадях должны выполняться с соблюдением следующих требований:
- писать аккуратным, разборчивым почерком, синей пастой ;
- использовать цветные карандаши и пасту только при выполнении рисунков, составлении
схем, диаграмм и карт;
- выполнять условные обозначения аккуратно ручкой, чертежи и подчеркивания карандашом, в случае необходимости – с применением линейки или циркуля.
9.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетрадей: указывать предназначение
тетради, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика (полное).
Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу:
Тетрадь
для работ(для творческих работ)
по математике (русскому языку)
ученицы 1 класса
МБ0У «Новопокровская ОШ»
Ивановой Надежды
Тетрадь
для контрольных работ
7
по математике (русскому языку)
ученика 1 класса
МБ0У «Новопокровская ОШ»
Иванова Александра
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме
родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.
9.3.Тетради обучающихся для 1-2-го класса подписывает сам учитель. Тетради
обучающихся, начиная с 3 класса, подписывают сами учащиеся.
9.4. Соблюдать поля с внешней стороны (полных 4 клетки или 2 сантиметра).
9.5. По иностранным языкам- все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с
соблюдением следующих требований: записывать дату выполнения работы (число и
месяц). Дата в тетрадях по иностранным языкам записывается, так как это принято в
странах изучаемых языков. После даты на следующей строке необходимо указывать, где
выполняется работа (классная или домашняя), указать номер упражнения, вид
выполняемой работы. В обязательном порядке проводится работа над ошибками.
Monday, thefirstofOctober
Classwork
Ex.5 p. 11
Учащиеся могут писать полупечатным шрифтом на начальном этапе обучения,
затем постепенно переходят на удобный для каждого шрифт.
Тетради и словари подписываются на иностранном языке, который изучается.
English
Français
Deutsch
GalinaSedova
SvetlanaIvanova
AnnaPetrova
Form 3 «B»
classede 7ème «A»
Klasse 5 «B»
School N 20
école № 20
SchuleNr. 20
9.6. Запись даты написания работы ведется по центру рабочей строки (в 11 клетке)
арабскими цифрами и названием месяца. В тетрадях по русскому языку в 4-11классах
записывается дата выполнения работы (число и месяц) числительным в именительном
падеже с соблюдением красной строки.
9.7. Указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).
9.8. На каждом уроке в тетради следует записывать его тему, при выполнении заданий
указывается его вид и номер (Упражнение 34. Задача 543. № 234(б)).
9.9. В контрольных тетрадях по русскому языку, тетрадях по развитию речи ниже даты
записывается вид работы с № и строкой ниже – ее название.Например:
Контрольная работа №3.
Изложение.
В осеннем лесу.
В конце учебного года пишется: Итоговая контрольная работа.
В тетрадях для контрольных работ по математике ниже слов «Контрольная работа №»
указывается вариант работы.
9.10. Текст каждого вида работы начинать с красной строки.
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см(один палец).
Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала
нового вида работы.
9.11. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, между
заголовком и текстом, образцами по чистописанию в тетрадях по русскому языку строку
8
не пропускать. В тетрадях по математике между датой и словами классная (домашняя)
работа пропускать 1 клеточку, во всех остальных случаях - 2 клеточки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком
(наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2
линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой
и для выставления оценки за работу).
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы,
включая последнюю строку.
9.12.Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
9.13. Выполнять аккуратно карандашом подчеркивания, чертежи, в случае необходимости
– с применением линейки или циркуля; считать допустимым при записи краткого условия
и решения задачи сокращение опорных слов, наименований, пояснений, опорные слова в
условии задачи писать полностью с большой буквы.
9.14. Работу над ошибками рекомендуется выполнять в рабочих тетрадях на каждом уроке
русского языка, после изложения и сочинения - в тетрадях для творческих работ, в
тетрадях для контрольных работ - после каждой контрольной работы.
9.15. Исправлять ошибки ручкой следующим образом:
- неверно написанную букву, цифру или знак зачеркивать косой линией;
- часть слова, слово, предложение, число, числовое выражение – тонкой горизонтальной
линией;
- вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, цифры, числа;
- не заключать неверные написания в скобки.
9.16. Оформление текстовых задач.
Краткая запись задачи выполняется по усмотрению учителя в любой удобной для этого
форме: таблица, схема, словесная краткая запись.
Запись слов, числовых значений производится синей пастой, стрелки и чертежи чертятся
простым карандашом.
Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать все
числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами и, что очень важно, не
содержать решения.
При записи решения задачи по действиям после каждого действия ставится наименование
в круглых (математических) скобках с использованием правил сокращения слов. Если
решение задачи записано выражением, то наименование также должно быть указано
после значения выражения.
Запись ответа к задаче допускается как в краткой, так и в распространённой форме. При
записи ответа сопутствующее слово может быть сокращено только при использовании
традиционного сокращения (кг, см и т. п.)
11111110.12. В 1-4 к1111
111111110. Особенности оформления письменных работ по русскому языку в
начальных классах
10.1После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на
третьей).
10.2.При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 1 см(один палец).
Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала
нового вида работы.
10.3.В ходе работы строчки не пропускаются.
9
10.4.Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца
страницы, включая последнюю строку.
10.5.Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
10.6.Запись даты написания работы по русскому языку в 1-3 классах и математике в 1-4
классах ведется по центру рабочей строки (в 11 клетке).
10.7. В 1 классе в период обучения грамоте по мере изучения букв дату работ по письму и
математике не пишут, либо проставляет учитель арабскими цифрами на полях. Далее с 4
четверти 1 класса учащиеся самостоятельно записывают число арабской цифрой, название
месяца прописью.
В тетрадях по русскому языку число числительным и месяц записываются в
именительном падеже с 4 класса.
10.8.Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по
центру.
Например:
Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
10.9.Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях
(краткая форма записи): 1вариант (допускается I вариант)
10.10.Слово «Упражнение» пишется в 1( 2-е полугодие)-2 классах сокращенно "Упр. 23",
с 3 класса - полностью .
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются следующим образом:
Образец: Упражнение 234 (3-4кл)
10.11.В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы.
Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной
строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
10.12.При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм
сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-глух., звонкий-зв.,гласный-гл.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.вр.
Настоящее время-наст.вр.
Будущее время - буд.вр.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой
(Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
10
10.13.Следует определить, что обозначения над словами выполняются простым
карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке.
10.14.При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования
предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире,
точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не
ставятся.
Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
10.15.Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую
линейку учителем определяется с 3 класса.
10.16.Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они
держат ручку.
10.17.Необходимо систематически в начале каждого урока русского языка и математики
проводить минутки чистописания, при проверке работ учителем в работе подчеркивать
неправильные соединения или начертания букв и цифр, а на полях давать образец
каллиграфического начертания букв, цифр или соединений.
10.18.Ежедневно проводить работу над ошибками в тетрадях для текущих работ и в
тетрадях для контрольных работ после каждой контрольной работы. Работа над ошибками
в начальных классах должна быть индивидуальной, форму ее проведения определяет
учитель.
11. Особенности оформления письменных работ по математике в начальных классах
11.1.Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке
начинается следующая работа).
11.2.Между видами упражнений в классной и домашней работе отступают одну клетку
вниз. Для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух
(четырех) клеток.
11.3.Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются 3 клетки
вправо, писать в четвёртой.
11.4.Дату нужно записывать посередине(11 клетка).
11.5.В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм)
11.6.Слово«Задача»пишется с 1 класса (2-е полугодие)посередине (11 клетка).В 4 классе к
нему добавляется номер задания.
Образец: Задача (1класс)
Задача № 4 (2-4 класс)
Слова «примеры», «уравнения» и т.д.-не пишутся. С 4 класса в тетрадях отмечается
только номер заданий посередине (11 клетка).
Образец: № 456
11.7.При оформлении задач краткая запись условия задач оформляется в соответствии их
вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы,допускается их неполная запись.
Например:
Маленькие- 7 м.
М.-7 м.
Большие - 3м.
Б.-3 м.
11.8.Существует несколько форм записи решения задач:
по действиям, выражением, уравнением .
11.9.Ответ пишется полный: Ответ: всего купили 10 мячей(если нет пояснения к
последнему действию).
Ответ пишется кратко: Ответ:10 мячей(если есть пояснение в последнем действии).
11
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. Допускается запись условия
задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы. Названия граф (колонок)
пишется с большой буквы.
11.10.При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от
учащихся соблюдения следующих норм:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные
приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
11.11. Оформление сложных уравнений
Х+ 56·2= 638
Х+112=638
Х=638-112
Х=526
526+56·2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
11.12. Оформлениезаписи задач геометрическоготипа . Все чертежи выполняются
простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения
буквами выполняются письменным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими
буквами.
Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь
прямоугольника.
Образец краткой записи и решения задачи:
Чертёж.
Длина –12 см
а = 12 см
Ширина – 6 см
в = 6см
Периметр -? см
Р = ? см
Площадь - ? см2
S = ? см2
(12+6)·2=36 (см)
Ответ: Р = 36 см, S = 72 см2
12·6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь-72 см.2
11.13.При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие
требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
11.14.При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с
учётом правил каллиграфии, т.е с соблюдением графики и соответствия клеток
количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с
многозначными числами (при сложении, вычитании, умножении, делении).
12. Порядок проверки письменных работ учителем
11.1. Начальная школа:
12.1.1. Тетради учащихся по русскому языку и математике, окружающему миру в которых
выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого
урока у всех учеников.
12
12.1.2. Контрольные диктанты, изложения, сочинения, контрольные работы по
математике проверяются у всех учеников и возвращаются учащимся к следующему уроку.
12.1.3. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки,
руководствуясь следующим:
- зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический или
пунктуационный знак косой линией и надписывает вверху нужную букву, знак, верный
результат математических действий;
- при пунктуационных ошибках пишется необходимый в этом случае знак
препинания;
- неверно написанные часть слова, слово, предложение зачеркиваются тонкой
горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывают нужные буквы, слова,
предложения; нельзя заключать неверные написания в скобки;
- при проверке диктантов, изложений и сочинений (как контрольных, так и
обучающих) исправляются орфографические (I), пунктуационные (V), на полях тетради
учитель обозначает ошибки соответствующим знаком. Грамматические ошибки, речевые,
логические, фактические ошибки подчеркиваются волнистой линией.
При проверке работ по иностранному языку в начальной школе (2-4 классы) учитель
зачеркивает косой линией ошибки и пишет сверху правильный вариант слова, выражения
и т.д. Тетради, в которых выполняются классные и домашние работы, проверяются после
каждого урока у всех учащихся с выставлением отметок.
12.1.4. Исправление ошибок производится учителем красной пастой.
12.1.5. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель во 2- 4классах подсчитывает
и указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок, потом ставит
оценку.
Например: 2-1-2
4.
12.1.6. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в
классный журнал.
Самостоятельные письменные работы обучающего характера оцениваются. Отметки в
журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
12.1.7. Письменные работы по русскому языку и математике оцениваются, начиная со
второго класса.
12.1.8. После проверки письменных работ проводится работа над ошибками или
выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа
над ошибками должна осуществляться в тетрадях, где выполнялись соответствующие
письменные работы.
12.2. 5-11 классы:
12.2.1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние
работы, проверяются:
по русскому языку
-5 класс- первое полугодие – после каждого урока у всех учеников,
второе полугодие – после каждого урока у слабых учеников, а у сильных –
наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех
учащихся;
- 6 класс - первое полугодие – после каждого урока у всех учеников,
второе полугодие – после каждого урока у слабых учеников, а у сильных –
наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех
учащихся;
- 7-9 классы - после каждого урока у слабых учеников, а у сильных – наиболее
значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащихся;
13
- 10-11 классы - после каждого урока у слабых учеников, выборочно, наиболее
важные работы, но не реже одного раза в месяц у всех учащихся;
по литературе:
- в 5-9 классах - 1 раз в неделю - у слабых учеников, выборочно; не реже одного
раза в месяц у всех учащихся;
- в 10-11 классах - не реже одного раза в месяц у всех учащихся;
по математике:
- тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние
работы, проверяются:
- в первом полугодии 5 класса — после каждого урока у всех учеников;
- во II полугодии 5 и в 6 — 7 классах — после каждого урока только у слабых
учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей
важности с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся
проверялись (по геометрии – 1 раз в 2 недели);
- в 10-11 классах — после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных
проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким
расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
по иностранным языкам:
- в 5-9 классах- тетради проверяются один раз в неделю;
- в 10-11 классах в тетрадях проверяются наиболее значимые работы, но с таким
расчетом, чтобы один раз в месяц проверялись работы всех учащихся;
- словари проверяются один раз в четверть. Учитель исправляет ошибки и ставит
подпись и дату проверки;
по географии, биологии, химии, истории, информатике, технологии - 1 раз в месяц;
по обществознанию, музыке, ОБЖ - не реже одного раза в четверть.
Контурные карты по истории, географии проверяются не реже одного раза в четверть.
12.2.2. Все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся в
следующие сроки:
- контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в
5-9 классах – к следующему уроку;
- контрольные, практические и лабораторные работы по физике, информатике,
биологии, химии, иностранному языку проверяются к следующему уроку, а при
большом количестве работ – через один – два урока;
- сочинения по литературе в 5-9 классах проверяются в течение 10 дней.
12.2.3.В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки,
руководствуясь следующим:
- учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую
исправляет сам ученик;
- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными
чернилами, красным карандашом);
- после анализа ошибок в установленном порядке выставляется отметка за работу.
12.2.4.Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в
классный журнал.
12.2.5.Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Отметки в
журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
12.2.6.При
оценке
письменных
работ
учащихся
учитель
руководствуется
соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.
12.2.7. Выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного
отсутствия обучающегося (3-х и более уроков отсутствия) не рекомендуется.
14
12.2.8.После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению
ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых
выполнялись соответствующие письменные работы.
13. Требования к проверке письменных работ
13.1. При проверке работ в тетради по русскому языку и литературе учитель подчеркивает
и отмечает на полях ошибку, которую исправляет сам ученик в процессе работы над
ошибками. В работах по всем остальным предметам, кроме русского языка и литературы,
учитель зачеркивает и исправляет грамматические и орфографические ошибки, не снижая
за это оценку.
13.2. Учитель подчеркивает и исправляет ошибки только красной пастой.
13.3. При проверке диктантов, изложений и сочинений (как контрольных, так и
обучающих), отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) орфографические (I),
пунктуационные (V), грамматические ошибки (Г), речевые (Р), логические (Л),
фактические (Ф) ошибки подчеркиваются волнистой линией. На полях тетради учитель
обозначает ошибки соответствующим знаком.
13.4. Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает
количество ошибок по видам. В диктантах указывается количество орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 2-1-2 «4».
В изложении и сочинении указывается количество фактических, логических, речевых
ошибок: 2-2-1 «4» (первая цифра указывает количество фактических, вторая - логических,
третья - речевых ошибок);
ниже – количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: 2-2-1
«4» (первая цифра указывает количество орфографических, вторая – пунктуационных,
третья – грамматических ошибок).
После подсчета количества ошибок в установленном порядке выставляется оценка за
работу.
13.5. Контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением отметок в
классный журнал, при наличии отсутствовавших на уроке обучающихся, для них
обязательно проводится коррекция контрольной работы, с выставлением оценки за неё в
отдельную колонку с надписью «Коррекция».
13.6. Выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного
отсутствия обучающегося (3-х и более уроков отсутствия) не рекомендуется.
13.7. Все проверяемые работы (лабораторные, практические, самостоятельные,
проверочные) оцениваются, отметки выставляются в журнал.
13.8. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению
ошибок и выполнению упражнений, предупреждающих повторение подобных ошибок.
13.9. После проверки контрольных работ выполняется работа над ошибками в тетрадях
для контрольных работ, которая проверяется учителем.
13.10. Один раз в месяц учителем проверяется ведение тетрадей по предметам: русский
язык, родной язык, иностранный язык, математика, окружающий мир, литература, химия,
физика, биология, информатика - с выставлением оценки за ведение тетради по предмету
в классный журнал отдельной колонкой с надписью «Тетрадь».
15
14. Контроль администрации за ведением тетрадей и качеством их проверки
учителями
14.1. Контроль за ведением тетрадей обучающимися и проверкой тетрадей учителями
осуществляет заместитель директора по УВР или по его поручению руководитель
методического объединения учителей школы по следующим направлениям:
Соответствие количества тетрадей количественному составу класса
• Выполнение единого орфографического режима
• Регулярность проверки
• Соответствие оценивания существующим нормам
• Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления,
словесные записи учителя в тетрадях и т.д.)
• Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок,
индивидуальная проработка ошибок учащимися)
• Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведения, правильность подписи,
наличие оценки за ведение тетради)
• Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам
• Разнообразие видов работ на уроке
• Дифференцированный подход учителя при проверке работ.
14.2. Контроль осуществляется согласно плану внутришкольного контроля.
14.3. За проверку тетрадей учителям устанавливаются доплаты в соответствии с
действующим Положением об оплате труда в МБОУ «Новопокровская ОШ» по
предметам: русский язык, родной язык, иностранный язык, математика, окружающий мир,
литература, химия, физика, биология, информатика. В случае неисполнения порядка
проверки тетрадей размер доплаты может быть отменён либо уменьшен.
15. Требования к рефератам обучающихся
15.1. Реферат – это творческая работа, самостоятельное исследование обучающегося по
конкретной теме, по определенной проблеме на основе глубокого изучения научной,
научно-популярной литературы, других видов источников.
15.2.Научное руководство работой учащегося над рефератом осуществляется
педагогическим работником в соответствии с Положением о научном руководителе.
15.2. Реферат должен иметь следующую структуру:
- титульный лист;
- оглавление с указанием названия и начальных страниц глав (разделов);
- введение;
- основную часть (разделы, части);
- заключение;
- список используемых источников и литературы;
- приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.).
15.3. Введение должно содержать обоснование выбора темы, её
актуальность,
значимость в настоящем и будущем, подходы к решению проблемы, наличие
противоречивых точек зрения на проблему, личные мотивы и обстоятельства интереса к
теме, цели и задачи работы.
15.4. Основная
часть
–
это
изложение
материала
в
соответствии
с
планом по главам, (разделам), каждая из которых раскрывает свою проблему или
разные стороны одной проблемы. Каждая глава (раздел) должна быть озаглавлена.
16
Основная часть должна содержать критический обзор источников; собственные версии,
оценки автора реферата. В тексте должны быть ссылки на используемую литературу.
15.5. Заключение – это выводы по результатам исследования.
Заключение
должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Должно
содержать
собственную
позицию
автора
работы
и
значимость работы для автора, практическую значимость реферата. Заключение не
должно по объему превышать введения.
15.6. Объем реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц компьютерного
набора. Приложения в расчет страниц не входят.
15.7. Текст реферата должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шри
фтом Times New Roman, 14 размера, через одинарный междустрочный интервал.
Напечатан на бумаге стандартной формы: лист А4. Поля страницы: левое – 3 см, правое –
1,5 см, верхнее и нижнее – 2 cм. Абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см).
15.8. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой
литературы и все приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом
нижнем углу или сверху в центре листа без точки. Первой страницей является титульный
лист, но на нем номер страницы не ставится.
15.9.Титульный лист должен содержать следующие сведения: полное название
учреждения; название учебного предмета; тема реферата; фамилия, имя, отчество, класс
автора реферата; фамилия, имя, отчество (инициалы) научного руководителя или учителя,
который проверил реферат; место и год написания реферата.
15.10. Заголовки глав (разделов) основной части реферата пишутся с большой буквы,
располагаются в середине строки, не подчеркиваются. Допускается выделение жирным
шрифтом. Точки в конце не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений,
они разделяются точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
15.11.
Каждая
структурная
часть
реферата
(введение,
основная
часть,
заключение и т.д.) должна начинаться с новой страницы. Каждое
приложение
помещается на новой странице.
15.12. Расстояние между названием главы (раздела) и последующим текстом должно
быть равно двум междустрочным интервалам.
15.13. В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.
15.14. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего
текста. При оформлении таблиц слово таблица пишется слева, указывается порядковый
номер таблицы без значка № перед цифрой, точка не ставится. Если в тексте одна таблица,
то номер не ставится и слово таблица не пишется. Таблицы снабжают тематическими
заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без
точки на конце.
15.15. Все иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки и
т.д.) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация должна быть
сквозной. Если иллюстрация единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация должна
иметь название, которое помещается под иллюстрацией. При оформлении рисунков и
схем слова «рисунок и схема» пишутся под ними и выделяются курсивом.
15.16. Цитаты обязательно заключаются в кавычки и приводятся в грамматической форме
источника с сохранением особенностей авторского написания, включая авторские знаки.
При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений
вместо изъятых (упущенных) слов, предложений ставится многоточие.
15.17. Цитаты, факты, иллюстрации, приведенные в тексте, должны сопровождаться
сносками (ссылками) на источник. Ссылка может быть в нижней части страницы под
основным текстом под соответствующим порядковым номером (выходные данные
источника, номер тома, части и т.п., страницы) или в тексте работы после приведенной
17
цитаты в скобках. Если делается ссылка на произведение из библиографического списка, в
квадратных скобках указывается номер ссылки, соответствующий номеру произведения
из библиографического списка, и страница(ы).
15.18. Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном
порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг. При оформлении списка
рекомендуется придерживаться следующего порядка: источники (нормативно-правовые
акты, например: законы, указы, манифесты, другие правительственные акты,
постановления, приказы, международные договоры, меморандумы; архивные материалы),
литература (монографии, книги, брошюры, периодические издания), интернет-сайты.
Сначала источники и литература на русском языке, затем – на иностранных языках.
Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет не более трех авторов.
При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам
изданий.
15.19.Каждое приложение к реферату начинается с нового листа,
нумеруется.
Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в
общий объем реферата не включаются.
15.20.Листы реферата должны быть скреплены. Допускается
брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами.
16. Порядок ведения ученического дневника
16.1. Дневники вводятся со второго класса. Обучающийся обязан иметь дневник на
каждом уроке.
16.2. Все записи в дневниках должны выполняться по предлагаемым разделам
аккуратным, разборчивым почерком синей пастой, без использования корректирующей
ленты или жидкости, фломастеров.
16.3. Недопустимо вырывание листов из дневника.
16.4. Следует подавать дневник учителю-предметнику во время ответа для проставления
отметки или по первому требованию учителя или любого другого сотрудника школы.
16.5. При заполнении дневника учащиеся:
- руководствуются рекомендациями по заполнению дневника на форзаце;
единообразно выполняют записи на обложке дневника: номер класса (записывается
арабской цифрой), номер и название школы, местонахождение школы, фамилия и
полное имя ученика в родительном падеже;
- название предметов записывают с большой буквы в соответствии с программой,
правильно сокращая слово, при сокращениях ставят точку, при перечислении –
запятую.
16.6. Домашние задания должны записываться учащимся на каждом уроке, своевременно,
по требованию учителя, в полном объеме и по всем предметам.
16.7. Запрещается выставление отметок в дневник самими учащимися.
16.8. Классный руководитель обязан:
- проверять дневники 1 раз в неделю;
- исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- контролировать ведение дневника обучающимися;
- выставлять своевременно текущие, четвертные, полугодовые, итоговые отметки за
успеваемость до каникул, отмечая количество пропущенных уроков;
- контролировать наличие подписи родителей(законных представителей) обучающихся
за каждую учебную неделю, за четвертные, полугодовые и годовые отметки.
16.7. Учителя-предметники обязаны:
18
- систематически и своевременно выставлять отметки, занося их одновременно в
дневник и журнал;
- за письменные работы отметки выставляются тем числом, когда проводилась работа.
16.8. Классным руководителям и учителям-предметникамзаписи в дневниках учащихся,
включая отметки, необходимо делать, только синей и красной пастой, аккуратно,
грамотно, разборчивым почерком.
16.9. Администрация школы осуществляет систематический мониторинг ведения
дневников учащихся 2–9-х классов в соответствии с требованиями. При этом проверяется
наличие в дневниках:
- информации о педагогах класса;
- расписания уроков на четверть и на текущую неделю;
- расписания звонков;
- расписания факультативных занятий, элективных курсов и предметов;
- домашних заданий;
- текущих отметок;
- подписей родителей;
- подписей классного руководителя.
Кроме этого, классным руководителем контролируется качество и частота проверки
дневников, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.
16.10. По итогам административного мониторинга администратор, проводивший проверку
дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения,
формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный
период времени.
19
20