2
установлении соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся
планируемым результатам освоения образовательной программы на момент окончания
учебного года и завершающаяся принятием решения о возможности, формах и условиях
продолжения обучения аттестуемых лиц в данном ОУ.
1.8. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся используются следующие понятия:
Оценка − это словесная характеристика результатов любого действия обучающегося.
Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы
(цифровой балл).
2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1.При текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
используется балльная система оценивания результатов освоения образовательных
программ(5 –«отлично»,4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2, 1–
«неудовлетворительно»).
2.2. Балльная система оценивания используется по всем учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) учебного плана (если иное не предусмотрено методическими
рекомендациями федерального и регионального уровней).
2.3. В первом классе при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации используется качественная оценка усвоения образовательной программыбез
фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок.
2.4. Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии
оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность:
- полнота и правильность — это правильный, полный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ;
- нет ответа.
2.5. При балльной системеоценивания обучающихся всех уровней обучения применяются
следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
- знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
педагога;
- соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
- знания всего изученного материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, применять полученные знания на практике;
- наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного
материала;
- соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
3
- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной
помощи учителя;
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы;
- наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материла;
- незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований
программы;
- отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;
- наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;
- значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
2.6. При выставлении отметокнеобходимо учитывать классификацию ошибок и их
количество:
- грубые ошибки;
- однотипные ошибки;
- негрубые ошибки;
- недочеты.
2.7. К грубым ошибкам следует относить:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделять главное в ответе;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником;
- нарушение техники безопасности.
2.8. К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно и то же правило.
2.9. К негрубым ошибкам следует относить:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих
признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением
цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий
работы приборов, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа
(нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде.
2.10. Недочётами являются:
4
-нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений,
заданий;
- ошибки в вычислениях (кроме математики);
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки (кроме результатов при освоении
предметной области «Филология»).
2.11. При проведении тестирования обучающихся,как правило, применяется следующий
порядок оценивания качества выполнения тестовых заданий:
- отметка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания на
91-100%;
- отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 76-90%;
- отметка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 61-75%;
- отметка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 60%.
2.12. При проведении оценивания по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям)используются также специфические критерии оценки качества, которые
закрепляются в рабочих программах педагогических работников и не противоречат
общедидактическим подходам, закреплённым данным Положением.
2.13. При проведении контроляусвоения обучающимися содержания образовательных
программ необходимо учесть:
- контрольные мероприятия проводятся во время учебных занятий в рамках учебного
расписания;
- продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного
урока;
- в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее четвертого
урока;
- содержание контрольных материалов подбирается
педагогическим работником,
систематизируется в Фонд оценочных материалов по предмету и должно соответствовать
требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФКГОС среднего
образования, рабочим программам;
- контрольные материалы должны содержать чёткие и понятные критерии оценивания.
3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится учителем в течение
учебного периода (четверти, полугодия) на каждом уроке с целью систематического
контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав образовательных программ за
оцениваемый период, динамики достижения предметных и метапредметных результатов.
3.2. Формами текущего контроля усвоения содержания образовательных программ могут
являться:
- письменная проверка – домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; ответы на вопросы
теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные
работы, создание (формирование) электронных баз данных и т.д.;
- устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа,
беседы,
собеседования,
выразительное
чтение
(в
том
числе,
наизусть),
стандартизированные устные работы и т.д.;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с
использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих
моделей, защита проектов, самоанализ, самооценка, наблюдение.
3.3. Порядок, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении
текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими
работниками и отражаются в рабочих программах и календарно-тематических планах.
5
Формы и виды и обязательного текущего контроля усвоения содержания
образовательных программ обучающимися рассматриваются и утверждаются на
заседании методических объединений учителей-предметников (Приложение 1).
Заместитель руководителя по УВР контролирует и анализирует ход текущего контроля
успеваемости обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь в его
проведении.
3.4. При проведении текущего контроля успеваемости необходимо учесть:
- контрольные мероприятия проводятся во время учебных занятий в рамках учебного
расписания;
- продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного
урока;
- в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее четвертого
урока;
- содержание контрольных материалов подбирается
педагогическим работником,
систематизируется в Фонд оценочных материалов по предмету и должно соответствовать
требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФКГОС, рабочим
программам;
- контрольные материалы должны содержать чёткие и понятные критерии оценивания.
3.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по учебным предметам, включенным в этот план в
соответствии с рабочими программами.
3.6. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных школах,
реабилитационных общеобразовательных учреждениях, осуществляется в этих ОУ и
учитывается при выставлении отметок за четверть или полугодие.
3.7.Текущие отметки успеваемости обучающихся ежедневно заносятся в классный журнал
и в дневники обучающихся.
3.8. Письменные самостоятельные, фронтальные, групповые и другие работы обучающего
характера после анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в
классный журнал.
3.9. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине.
3.10. При выставлении неудовлетворительной отметки обучающемуся, учительпредметник должен запланировать повторный опрос данного обучающегося на
следующих уроках с выставлением отметки.
3.11. Письменные контрольные работы обучающихся хранятся педагогическим
работником в течение учебного года.
3.12. В случае если творческая работа является домашним заданием, учитель вправе
устанавливать сроки сдачи работы. Нарушение срока сдачи работы на одну неделю даёт
право учителю снизить отметку на один балл.
3.13. Обучающиеся, освобождённые от занятий физической культурой по медицинским
показаниям на неделю, месяц, четверть, год, изучают теоретическую часть программы,
оцениваются на основе различных форм устного и письменного опроса, рефератов. О
форме текущего контроля по физкультуре учитель сообщает обучающемуся заранее.
3.14. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке не освобождает его от текущего
оценивания успеваемости. Восполнение обучающимся знаний по пропущенному
материалу производится самостоятельно или по его просьбе при помощи учителя.
3.15. Пропуск обучающимся занятий, на которых было запланировано проведение
обязательного контроля знаний по предмету (Приложение 1), не освобождает
обучающегося от выполнения пропущенной контрольной работы по теме. Педагогический
работник выделяет для этого время на следующем уроке или в период проведения
индивидуально-групповых консультаций.
6
3.16. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на
обучающегося, его родителей (законных представителей), учителя-предметника.
3.17. Предметы, формы, порядок и сроки проведения административного контроля
определяются администрацией из числа предметов, изучавшихся в данном учебном году
в рамках учебного плана, утверждаются приказом по ОУ.
3.18. Отметка за четверть, полугодие также является формой текущего оценивания.
Отметка при четвертной, полугодовой аттестации является единой и отражает в
обобщённом виде все стороны освоения образовательной программы обучающимся за
текущий учебный период (четверть, полугодие).
3.19. Выставление отметки за четверть, полугодие может сопровождаться выполнением
обучающимися
контрольных работ, тестов. Проведение
контрольных работ
осуществляется в соответствии с рабочими программами учителей или в соответствии с
планом внутренней оценки качества образования ОУ.
3.20. Отметки, полученные обучающимся за изучение наиболее важных тем, за
выполнение самостоятельных, проверочных, творческих, лабораторных, тестовых
тематических работ и контрольных работ имеют определяющее значение при
выставлении отметки за учебный период.
3.21. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный период
(четверть, полугодие) выставляются в классный журнал за 2 дня до окончания периода.
3.22. Четвертные отметки выставляются при наличии трёх и более текущих отметок за
соответствующий период, полугодовые отметки выставляются при наличии пяти и более
текущих отметок за соответствующий период.
3.23. Оценивание обучающихся проводится:
- по итогам четверти во 2-9 классах;
- по итогам полугодия в 10-11 классах.
3.24. При выведении отметки за четверть, полугодие осуществляется личностно
ориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных
достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения
образовательной программы.
3.25. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык,
удовлетворительная отметка выставляется на основе базовых умений читать, переводить с
учетом продвижения относительно себя.
3.26. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения,
самообразования, очно-заочной формы оцениваются согласно Положениям о данных
формах обучения.
3.27. Четвертное (полугодовое) оценивание обучающихся, пропустивших по каким-либо
причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества
отметок, может быть перенесено на две недели следующего учебного периода. Родители
в письменной форме информируют образовательное учреждение о желании получить
отметку за четверть (полугодие) в дополнительные сроки. Заместителем директора по
УВР составляется график проведения контрольных мероприятий для данного
обучающегося, директором ОУ издаётся приказ.
3.28. Вопрос об оценивании обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более
половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок,
приступивших к обучению в ОУ в конце учебного периода (четверти, полугодия)
решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными
представителями) проводятся консультации учителями-предметниками, тематический
контроль до завершения учебного периода.
3.29. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
информацию
об отметках за четверть (полугодие) путём выставления
четвертных(полугодовых) отметок в дневники обучающихся. Классный руководитель
проверяет наличие подписи родителей (законных представителей) об ознакомлении с
7
результатами оценивания, в том числе неудовлетворительного, в течение первой учебной
недели следующего учебного периода.
4.ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4.1. Промежуточная аттестация – это отметка, полученная обучающимся за год.
4.2. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный год
выставляются в классный журнал не позднее 2 дней до окончания учебного года.
4.3. При выведении отметки за год также осуществляется личностно ориентированный
подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных достижений
обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной
программы.
4.4. Для обучающихся, ранее не изучавших или изучавших другой иностранный язык,
удовлетворительная отметка за год выставляется на основе базовых умений читать,
переводить с учетом продвижения относительно себя.
4.5. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения,
самообразования, очно-заочной формы оцениваются согласно Положениям о данных
формах обучения.
4.6. Вопрос о промежуточной аттестация обучающихся, пропустивших по каким-либо
причинам более половины учебного года, не имеющих необходимого количества отметок,
приступивших к обучению в ОУ в конце учебного года, решается в индивидуальном
порядке: по согласованию с родителями (законными представителями) проводятся
консультации учителями-предметниками, тематический контроль и (или) промежуточная
аттестация до завершения учебного периода.
4.7. Обучающиеся, не посещающие ОУ (не изучающие какие-либо учебные предметы) по
каким-либо причинам, считаются имеющими академическую задолженность.
4.8. Результаты годовой письменной или устной работы обучающихся отражаются в
классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.
4.9. Классные руководители доводят до сведений родителей (законных представителей)
итоги промежуточной аттестации за год.
4.10. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются, в соответствии с решением педагогического совета,
основанием для перевода в следующий класс, для допуска к государственной итоговой
аттестации.
4.11. Особенности годовой промежуточной аттестации в 4 классах:
4.11.1. Для принятия решения о переводе обучающихся для получения основного общего
образования используются результаты итоговой оценки освоения основной
образовательной программы начального общего образования;
4.11.2. Предметов итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной
программы начального общего образования должно быть достижение предметных и
метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования, необходимых для продолжения образования;
4.11.3. В итоговой оценке выделяются две составляющие;
- результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их
индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования;
- результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися
основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний,
необходимых для получения общего образования следующего уровня.
4.11.4. Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального
общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную
деятельность и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых
8
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
4.12. Особенности промежуточной аттестации по математике в 10-11 классах:
4.12.1. При изучении курса математики посредством параллельной модели (раздельное
изучение курсов алгебры и геометрии) полугодовые и годовые отметки выставляются по
предмету «Математика» на странице журнала «Математика: алгебра и начала
математического анализа» как среднее арифметическое итоговых отметок по периодам
обучения по алгебре и геометрии.
4.13. Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся обсуждаются на заседаниях
педагогического совета.
4.14. Заявления обучающихся и их родителей (законных представителей), не согласных с
результатами годовой промежуточной аттестации и итоговой отметкой по учебному
предмету, рассматриваются конфликтной комиссией образовательного учреждения в
установленном порядке.
5. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И
ПЕРЕВОДА ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС
5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной
программы, переводятся в следующий класс.
5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации («2» за год) по одному
или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
5.3.
Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность.
Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности
возлагается на их родителей (законных представителей).
5.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые ОУ, в пределах одного
года с момента образования академической задолженности.
5.5. При ликвидации академической задолженности в первый раз учитель готовит задание,
проводит и оценивает контрольную работу самостоятельно. При ликвидации
академической задолженности во второй раз в ОУ создается комиссия.
5.6. Образовательное учреждение создает условия обучающимся для ликвидации
академической задолженности и обеспечивает контроль своевременности ее ликвидации.
5.7. ОУ по итогам года издает приказ об организации ликвидации академической
задолженности в ОУ. В приказе указываются списки обучающихся, имеющих
академическую задолженность по учебным предметам, дисциплинам (модулям), график и
сроки ликвидации академической задолженности, ответственные педагогические
работники для первой пересдачи и состав комиссии для второй пересдачи академической
задолженности.
5.8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
5.9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно.
5.10. Обучающиеся в ОУ по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки
академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение
по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
9
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
5.11. Организация информирует родителей обучающихся о необходимости принятия
решения об организации дальнейшего обучения обучающихся в письменной форме.
Приложение 1.
Формы и виды контроля усвоения содержания образовательных программ обучающимися
Предмет
Английский язык
Виды обязательного текущего
контроля знаний обучающихся с
проведением коррекции при
наличии отсутствовавших на
уроке и выставлением отметки в
классный журнал каждому
обучающемуся
контрольная работа
контрольное сочинение
контрольное изложение
контрольный диктант
контрольное списывание
контрольный словарный диктант
контрольная работа
домашнее сочинение
классное сочинение
чтение наизусть
контроль техники чтения
модульный контроль
Родной (русский) язык
-------
Родной
(крымскотатарский)
язык
контрольный диктант
контрольное списывание
контрольная работа
История ,
обществознание
Математика (алгебра,
геометрия)
проверочная работа
Русский язык
Литература
Биология
География
контрольная работа
контрольный математический
диктант
контрольная работа
практическая работа
итоговая практическая работа
10
Виды обучающего текущего
контроля знаний обучающихся
с выставлением отметок в
журнал только
присутствовавшим на уроке или
по усмотрению учителя
словарный диктант
обучающее сочинение
обучающее изложение
проверочная работа
тест
тест
проверочная работа
проектная работа
контроль письма
контрольговорения
контроль чтения
аудирование
проверочная работа
творческая работа.
словарный диктант
обучающее сочинение
обучающее изложение
проверочная работа
тест
тест самостоятельная работа
практическая работа
самостоятельная работа
математический диктант
зачёт по теме
лабораторная работа
самостоятельная работа тест
практическая работа
самостоятельная работа
проверочная работа тест
11