ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы с одарёнными детьми в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новопокровская общеобразовательная школа» Кировского района республики

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол №6 от 31.05.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы с одарёнными детьми
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Новопокровская общеобразовательная школа» Кировского района республики
Крым

1. Общие положения
Настоящее Положение направлено на формирование оптимальной системы работы и
решение актуальных проблем содержания и организации образовательного процесса с
учетом особенностей талантливых и одарённых детей.
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273ФЗ;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
(утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012 №Пр-827);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 №1239 «Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и
сопровождения их дальнейшего развития» (с изменениями и дополнениями) (далее Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239);
- Поручение Правительства Российской Федерации от 27.05.2015 №3274п-П8 «Комплекс
мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов на 2015-2020 годы»;
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2019 № Р-122
«Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и развитию региональных
центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи,
созданных с учетом опыта фонда «Талант и успех» в рамках региональных проектов,
обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»»;
- Постановление Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 662 «Об участии
Республики Крым в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2023
году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
создание центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и
молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех», в
рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»».
Под одаренностью, как правило, подразумевается системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах

деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности.
Одарённые дети проявляют более высокие, по сравнению с большинством,
интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие способности,
доминирующую активную познавательную потребность, испытывают радость от процесса
получения знаний и умственного труда.
Условно можно выделить 3 категории одаренных детей:
• с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего
проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
• с признаками специальной интеллектуальной одаренности в определенной области
науки (подростковый возраст);
• обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но
обладающие
высокой
познавательной
активностью,
оригинальностью
психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный
возраст).
Работа с одарёнными обучающимися ориентирована на развитие интеллектуальных,
физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Целью
этой работы является создание условий для их оптимального ра {вития.
Для достижения положительных результатов ОО должна решить следующие задачи:
- выявить одарённых и высокомотивированных детей, используя различные
диагностики, для определения типов одарённости обучающихся (приложение 1);
- составить индивидуально-ориентированные программы развития обучающихся;
- использовать
дифференцированный
подход
индивидуальных способностей обучающихся;

в

обучении

с

учётом

- обеспечить
средствами
обучения,
способствующими
развитию
самостоятельности мышления, инициативности, научно- исследовательских
навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- предоставить широкий спектр направлений внеурочной деятельности;
- осуществлять работу по психолого-педагогическому сопровождению семей;
- развивать у обучающихся качественно новый уровень представлений о картине
мира, основанный на нравственных ценностях;
- поощрять обучающихся, педагогов и родителей за достигнутые результаты.
Работа с одарёнными обучающимися проводится согласно индивидуальным планам
учителей-предметников и классных руководителей на текущий учебный год, может быть
организована как индивидуально, так и в группах на протяжении всего учебного года.
Заместителем директора, ответственным за работу с одарёнными детьми, осуществляется
общее руководство и анализ результатов.
Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков, студий и секций
осуществляют сопровождение одарённых обучающихся.
Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме
кружковой работы, предметных олимпиад, тематических недель, турниров, конкурсов,
выставок, спартакиад, участия в праздниках, творческих отчётах, самостоятельного

Лг

создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий.
В работе с детьми, имеющими ярко выраженные способности, в урочное время
оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные
технологии, использование исследовательских и проектных методов на основе
индивидуальных траекторий развития.
2. Принципы работы с одарёнными детьми
Работа с одарёнными детьми основана на следующих принципах:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- опережающего обучения;
- комфортности в любой деятельности;
- разнообразия предлагаемых возможностей для развития личности, реализации
способностей и одаренностей;
- создания ситуации успеха;
- возрастания роли внеурочной деятельности;
- создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии учителя;
- свободы
выбора
наставничества.

дополнительных

образовательных

услуг,

помощи,

3. Участники реализации работы с одарёнными обучающимися
Участниками реализации работы с одаренными обучающимися являются:
- обучающиеся;
- родители обучающихся (лица, их заменяющие);
- администрация (директор, заместитель директора);
- руководители школьных методических объединений (далее ШМО);
- учителя-предметники;
- классные руководители;
- руководители кружков, студий и секций;
- педагог-психолог, социальный педагог;
- школьные общественные объединения;
- заинтересованные общественные организации.
4. Основные стратегии обучения и развития одарённых детей
4,1. Стратегия ускорения обучения:
- индивидуализация обучения для одарённых обучающихся;
- занятия в другом, более старшем классе (по 1 -2 предметам);
- «переход » через класс;
- профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
- радикальное ускорение - обучение школьников по вузовским программам;

3

- поддержка творческой самореализации обучающихся;
- дистанционное обучение.
4.2. Стратегия обогащения обучения.
- расширение кругозора;
- освоение межпредметных знаний об окружающем мире;
- самообразование;
- углубление в предметное содержание, в т.ч. в рамках сетевого взаимодействия с
ВУЗами;
- расширение метапредметных компетенций.
5. Функциональное обеспечение работы с одарёнными детьми
5.1 .Функции руководителя ОО:
планирование работы
с одарёнными детьми
и
запланированного участниками образовательного процесса;

контроль

выполнения

создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей,
учителей, работающих с одаренными детьми.
5 .2 .Функции заместителя директора:
регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией
данного направления работы (постоянно);
организация и проведение обучающих и практических семинаров по проблемам
работы с одарёнными детьми (не менее 1 раза в год);
координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми (постоянно);
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых
детей (по заявкам учителей-предметников и классных руководителей);
составление и корректировка банка данных по одарённым детям (на основе
мониторинга или личного портфолио).
5 .3 .Функции руководителей ШМО:
- сбор и систематизация материалов педагогических наработок и инноваций в СМИ и
Интернете по данной проблеме;
- подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;
планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад (ежегодно);
разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по
предметам (постоянно);
оформление материалов по работе с одарёнными детьми на сайге ОО и стенде
методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т. д.);
руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными
детьми.
5 .4 .Функции учителей-предметников:
выявление одарённых детей по своим предметам;
разработка рабочих программ по предметам для работы с одарёнными детьми,
включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского
уровней;

*

организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям школьного,
муниципального и регионального уровней;
отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для представления
на общешкольной ежегодной конференции;
оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для
презентации на педсовете;
создание электронной картотеки КИМов повышенного уровня сложности;
консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их
детей по предмету.
5 .5 .Функции классных руководителей:
выявление детей с общей одарённостью;
оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам
(областям) одарённости детей с использованием данных диагностик и наблюдений
(собственных, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
5 .6 .Функции руководителей кружков, объединений, студий и секций:
выявление и сопровождение одарённых детей;
организация творческих отчётов детей;
предоставление необходимой информации классным руководителям;
консультирование родителей.
5 .7 .Функции педагога-психолога и социального педагога:
социально-психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
индивидуальные занятия с обучающимися;
разработка и подбор психодиагностического инструментария;
индивидуальные и групповые консультации для обучающихся;
работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации по
запросам);
работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа)
5 .8 .Функции родителей, родительского комитета:
раннее выявление одаренности ребенка;
создание комфортных эмоциональных условий для развития способностей ребенка;
сотрудничество в работе
образовательного процесса.

с

одаренными

детьми

с

другими

участниками

5 .9 .Функции общественных советов:
участие в определении социального заказа для ОО;
помощь в организации творческих отчетов и других мероприятий;
участие в определении приоритетов и направлений работы ОО для реализации задач
по развитию одарённых детей.

6. Документация ОО по работе с одарёнными детьми
В документацию входят:
- . положение о работе с одарёнными детьми в ОО;
- правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и
мониторинга их дальнейшего развития;
- банк данных одаренных детей, обучающийся в ОО;
- проекты и программы для одарённых детей, разработанные и реализуемые на базе ОО;
- план работы на год (раздел «Работа с одарёнными детьми»);
- анализ
детьми»);

результатов работы за предыдущий год (раздел «Работа с одарёнными

- материалы
учителей;

психолого-педагогического

сопровождения

обучающихся,

- договоры о сотрудничестве с образовательными организациями,
дополнительного образования, другими организациями муниципалитета.

родителей,

в том числе

7. Критерии оценки эффективности работы ОО с одарёнными детьми
Важным направлением работы администрации ОО является контроль и системный
мониторинг результатов
работы
с одарёнными
и
высокомотивированными
обучающимися.
Показателями, в данном случае, могут служить:
- результаты опроса родителей;
- количество реализуемых развивающих программ по различным направлениям работы с
одарёнными детьми в ОО;
- охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся
ОО (конкурсы, олимпиады, выставки, соревнования, турниры, отчётные концерты,
проекты, флеш-мобы);
- количество медалистов (% от общего числа выпускников 11 классов);
- количество победителей и призёров олимпиад, конкурсов, спартакиад, разных уровней (в
% отношении от общего количества обучающихся)
- количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям
работы с одарёнными детьми (конференции, семинары, мастер-классы, творческие
отчёты, выставки, презентации).
8.

Организация индивидуальных занятий для одарённых детей

8.1. Индивидуальные занятия для одарённых детей проводятся по необходимости для
расширения возможностей обучающихся в развитии и закреплении проявившихся
индивидуальных способностей и интересов в процессе обучения.
Главная задача индивидуальных занятий с одарёнными детьми - способствовать
ориентации педагогического процесса на максимальное и всестороннее развитие личности
обучающегося.
8.2.

Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы, отводимые на

£

проведение индивидуальных занятий, входят в максимальный объем учебной нагрузки
обучающегося. Отметки не выставляются.
8.3. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
областям инвариантной части учебного плана, так и по предметам вариативной части,
профильным учебным предметам, в рамках углублённого изучения предмета.
8.4.

Возможно использование дистанционных форм обучения.

8.5. Учителю, проводящему индивидуальные занятия и показавшему стабильно
высокий результат, в т.ч. подготовившему призёров и победителей различных
интеллектуальных и творческих конкурсов и олимпиад может быть назначено денежное
поощрение - премия (в соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ
«Новопокровская ОШ».


Наверх

Отчет о выполнении муниципального задания за 2022 год

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».