ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № /^ т « i S » Q
2018г.
2 0 / / г.
Положение
о
текущем контроле и нормах оценки учащихся с ОВЗ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Новопокровская общеобразовательная школа»
Кировского района Республики Крым
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании» (№
273-03 от 29.12.2012 п.1 ч.5.статья 108),Положении об инклюзивном обучении учащихся
с ОВЗ, в соответствии с «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в
образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики
РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе
образования России.
1.2.Настоящее положение регулирует деятельность учителя, работающего в
общеобразовательных классах и реализующих адаптированные программы для детей с
ОВЗ по текущему контролю и нормах оценок знаний, умений, навыков учащихся с ЗПР.
1.3.
Положение является локальным нормативным актом, принимается педагогическим
советом и утверждается руководителем учреждения.
1.4.Коррекционно-развивающее обучение - форма организации образовательного
процесса для детей с ОВЗ в МБОУ « Новопокровская ОШ», предполагающая создание
специальных условий для освоения детьми данной категории программы основного
общего образования.
1.5.
Для формирования положительной мотивации к обучению и создан
и комфортных условий для коррекции и развития познавательной и эмоционально
личностной сферы детей настоящим положением рекомендуется осуществлять текущий
контроль письменных работ по русскому языку и чтению учащихся с ОВЗ с
индивидуальным подходом по изменённой шкале оценивания (приложение №1).
2. Оценивание знаний обучающихся
2.1.Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителями:
• в первых классах - по без отметочной системе, предполагающей критерии
относительной успешности обучающихся;
• в 2-9 классах - по пятибалльной системе.
2.2.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по периодам обучения
- по четвертям. Частота проведения контрольных срезов определяется учителем.
2.3. Текущему контролю подлежат все письменные классные и домашние работы в
тетрадях обучающихся.
2.4.Контрольную работу следует проводить по следам выполненных упражнений,
закончить до конца четверти за 7-10 дней.
2.5.Итоговую отметку выставлять не по среднеарифметическому принципу, а исходя из
отметок по тестам, промежуточным контрольным работам с учетом старательности,
прилежности в учебной деятельности.
2.6.Текущий контроль можно осуществлять в форме индивидуального и фронтального
опроса, устных ответов, самостоятельных письменных работ, выполнения практических
заданий, тестов, как наиболее психологически тонкого инструмента оценивания и пр.
2.7.0ценивать учащихся в течение всего урока (оценка сочетательная). Не допускать
поверхностное оценивание ответов школьников в начале каждого урока, а также в ходе
освоения нового материала.
2.8. Осуществлять оценку достижений учащихся в сопоставлении с их же
предшествующими достижениями.
2.9. Избегать сравнения достижений учащихся с другими детьми.
2.10. Сочетать оценку учителя с самооценкой школьником своих достижений.
2.11. При обсуждении положительных результатов подчеркивать причины успехов
школьника (усилие, старание, настроение, терпение, организованность, т.е. все то, что
человек способен изменить в себе сам). Создавать обстановку доверия, уверенности в
успехе.
2.12. Не указывать при обсуждении причин неудач школьника на внутренние стабильные
факторы (характер, уровень способностей, то, что ребенок сам изменить не может),
внешние изменчивые факторы (удача и везение).
2.13. Учитывать при оценке результаты различных видов занятий, которые позволяют
максимально дифференцировать изменения в учебных достижениях школьников (оценки
за выполнение работ на индивидуальных и групповых занятиях).
2.14. Использовать различные формы педагогических оценок - развернутые описательные
виды оценки (некоторая устная или письменная характеристика выполненного задания,
отметка, рейтинговая оценка и др.) с целью избегания привыкания к ним учеников и
снижения вследствие этого их мотивированной функции.
2.15. Использовать различные варианты взаимоконтроля: ученики вместе проверяют
сначала работу одного ребенка, затем второго, или обмениваются для проверки работами,
или один ученик проверяет обе работы.
3.
Отчётность по текущему контролю
3.1.Оценки по результатам текущего контроля выставляются учителем в классный
журнал.
3.2. Для информирования родителей (законных представителей) оценки по результатам
текущего контроля дублируются учителем в ученическом дневнике, в случае
необходимости сообщаются дополнительно по телефону.
3.3. Итоговые оценки по результатам текущего контроля выставляются в классном
журнале по окончании каждой учебной четверти.
3.4.В конце учебного года выставляются годовые итоговые оценки, которые заносятся в
сводную ведомость результатов обучения в классном журнале.
3.5. В случае не усвоения учащимся программного материала по предмету информировать
родителей (законных представителей) письменным уведомлением (приложение №2).
3.6.Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающихся отслеживают
заместители директора по учебно-воспитательной и коррекционной работе.
Приложение Л«1
Нормативы чтения для учащихся с ЗПР
начальных классов.
Проверка навыков чтения учащихся проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для
внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и
комбинированного опроса,
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения учащимися
правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания
прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения учащихся:
- нарушения темпа речи;
- нарушение произношения;- заикание;
- органические и функциональные нарушения голоса.
1 КЛАСС.
Оценка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за
овладением навыками чтения учащихся.
Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления
элементарного навыка чтения без выставления отметки. Основными объектами проверки
в 1-ом классе являются умения учащихся анализировать слого-звуковой состав слов,
читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В
конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с
первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть
правильным и плавным слоговым чтением текстов при темпе 20-25 слов в минуту.
Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.
2 КЛАСС.
Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, понимает содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком,
темп чтения не менее 35 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по
слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;
- верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки
препинания в конце предложения;
- умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание
сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение
и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- понимает основное содержание прочитанного;
- в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп
чтения не менее 30 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп
чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в
расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;
- правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но
допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой
помощью учителя;
-знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;
- в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со
скоростью не менее 25 слов в минуту;
- во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения
не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;
- пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя;
- знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
[>ценка «2» ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте далее с
помощью вопросов учителя;
-в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;
-во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со
скоростью 25 слов в минуту;
-ее воспроизводит текст по вопросам учителя;
-при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст
прочитанного.
3 КЛАСС.
Опенка «5» ставится ученику, если он: правильно понимает смысл прочитанного;
-в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой
структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;
-во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;
-читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;
-самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание
прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
-понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения,
используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Опенка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
- • I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные,
грудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;
-«о П полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3
сшибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений;
-звает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные
сшибки.
Опенка «3» ставится ученику, если он:
-смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;
волугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения
40 слов в минуту;
-ш> П полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения,
монотонно. темп чтения 45 слов в минуту;
«ускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть
стихотворение, но текст знает нетвердо.
О эенка «2» ставится ученику, если он:
- • I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;
►
П полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения
в в минуту;-искажает содержание прочитанного, не может выделить основную
ысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов:
арш чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4 КЛАСС.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
-правильно и полно понимает содержание прочитанного;
-читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного
произведения;
-в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту; во II полугодии - не менее 80 слов
в минуту;
-полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший
план, выявляет основной смысл прочитанного;
-знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
-правильно понимает основное содержание прочитанного;
-читает целыми словами, используя основные средства выразительности;
-в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;
-во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1-3 ошибки;
-шает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет
самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
-понимает содержание прочитанного с помощью учителя;
-в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами
слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;
-во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в
минуту, допускает от 4-5 ошибок;
-воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их
только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
-ее может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;
1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает
целиком), допускает большое количество ошибок;
-во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;
-при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
Критерии (нормы) оценок письменных работ
по русскому языку в для учащихся с ЗПР
Начальная школа
Объем диктанта и текста для списывания:
четверти
классы
IV
III
I
II
2
!15-20
15-20
15-20
15-20
епссы
j
40-45
40-45
40-45
40-45
4
60-65
60-65
60-65
60-65
Объем словарного диктанта:
количество слов
7-8
10-12
12-15
4
|до 20
7=хсты зля изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения
■ с*: обучающий характер.
Оценки за контрольный диктант:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2
дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3
пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.
О п ен ка«3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических. 4
пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более
дисграфических ошибок.
Классификация ошибок:
Однотипные ошибки:
-первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за
отдельную ошибку;
-при 5 поправках оценка снижается на 1 балл.
£а одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано
сонце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за
ошибку;
-при выставлении оценки все однотипные ошибки приравниваются к одной
орфографической ошибке.
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в
1редшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с
обуч аю щ им ися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию
слово на доске);
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Оиенка за грамматическое задание:
I выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими
аормами оценок:
-оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
жаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно
■рнменять знания при выполнении;
оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
«менять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не
менее 3/4 заданий;
- гпенка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из
.ценного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
юенка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Перечень специфических (дисграфических) ошибок учащихся с указанием вида
речевого нарушения:
гоки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков
жутового анализа и синтеза:
«уск букв и слогов - «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
•перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «переписал» (переписал),
атуспила» (наступила);
аедописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
фащивание слова лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые»
которы е), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
• искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с
пенька);
• слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне»
(висит на стене);
• неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений ■•Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо, знать машину после
школы я тоже. Буду шофёром»;.
• замена одной буквы на другую - «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан»
(тюльпан), «шапаги» (сапоги), «чветы» (цветы);
• нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь),
«лублу» (люблю).
Ошибки, обусловленные несформированностью кинетической и динамической стороны
двигательного акта:
•смешения букв по кинетическому сходству - о-a «бонт» (бант), б-д «убача» (удача), и-у
«прурода» (природа), п-т «спанция» (станция), х-ж «дорохки» (дорожки), л-я «кяюч»
(ключ), л-м «полидор» (помидор), и-ш «лягуика» (лягушка),
шибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
• аграмматизмы - «Саша и Леня собираит цветы». «Дети сидели на большими стулья».
-Пять желтеньки спиленачки» ) пять желтеньких цыплят);
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при
летели», «в зяля», «у читель».
Нормы оценивания контрольных диктантов в 5-9 классах:
Нормы оценок (количество ошибок)
d iu диктанта
«4»
«3»
«2»
«5»
2орфографических 6
онтрольный
1 негрубая
8
орфографических орфографических
+
+
2 пунктуационных +
!+
4
8
негрубая
3 дисграфических пунктуационных пунктуационных
+
+
1
I орфографическая 4
6
|+
дисграфических дисграфических
4 пунктуационных 5
1+
орфографических
13 дисграфических +
5
пунктуационных
;+
4
Дисграфических
Р
орфографических
1+
|7
пунктуационных
j+
дисграфических
юварный
!0
1-2
3-4
до 7
Примечание. Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного
написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество
поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
При оценивании диктантов нередко имеют место случаи, как завышения, так и занижения
оценок.
Занижение происходит потому, что учитель: в число орфографических ошибок включает
грамматические ошибки и описки; учитывает однотипные ошибки как обычные; все
исправления считает за ошибку.
Завышение оценки происходит по следующим причинам: учитываются как однотипные
ошибки, которые таковыми не являются; оценка не снижается за многочисленные
исправления; все однотипные ошибки считаются как одна.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:
1.Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на
снижение оценки.
К неверным написаниям относятся: ошибка на правило, не изучаемое в школе; ошибка в
переносе слова; ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не
проводилась специальная работа.
2.Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая).
К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
• в переносе слов;
• буквы э - е после согласных в иноязычных словах (рэкет,пленэр) и после гласных в
собственных именах (Мариетта);
• в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
• при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
• в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях,
образованных от существительных с предлогами, правописание которых не
регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку,
на попятную, в диковинку, на ощупь и т. д.);
• в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными причастиями в
роли сказуемого; в написании -ы и -и после приставок;
• в случаях трудного различения -не и -ни; в собственных именах нерусского
происхождения.
К негрубым пунктуационным относя гея ошибки:
• в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
• в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности;
• при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного
правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове,
на стыке союзов).
• При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна
негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.
вторяюшиеся и однотипные ошибки:
ряющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме на одно и то же
то (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или не
ление причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются,
ляются, однако три такие ошибки считаются за одну.
ипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания
ены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических
жек. счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято
ь за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной
ой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные,
льные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и
рые другие.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция)
допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка сочинений и изложений:
Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и
изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные
стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
коммуникативные умения, то есть умения раскрыть тему высказывания, передать
основную мысль, изложить материач последовательно и связно, найти для него
соответствующую композиционную и языковую форму;
языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
навыки правописания - орфографические и пунктуационные.
Примерный 5 класс
объем текста
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Подробное
изложение
(количество
слов)
130-170
170-220
220-300
300-350
100-130
3-4
1,5-2
2-3
1-1,5
0,5-1
Классное
сочинение
(количество
страниц)
Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками:
первая ставится за -содержание и речевое оформление;
вторая - за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений:
Фактические ошибки
Логические ошибки
В изложении: неточности, искажения текста
в обозначении времени, места событий,
юследовательности действий, причинноследственных связей.
В сочинении: искажение имевших место событий. неточное воспроизведение
источников, имен собственных, мест
событий, дат.
- нарушение последовательности в
высказывании;
- отсутствие связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями; ■
- неоправданное повторение высказанной
ранее мысли;
I- раздробление одной микротемы другой
микротемой;
- несоразмерность частей;
- высказывания или отсутствие
необходимых частей; - перестановка частей
текста (если она не обусловлена заданием к
изложению); - неоправданная подмена лица,
от которого ведется повествование. К
примеру, повествование ведется сначала от
первого, а потом от третьего лица.
ошибки:
ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении
в свою очередь делятся на семантические и стилистические,
семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он
по лицу; с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул
стол;
<
неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как
плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город;
пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например,
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов,
например: У Кита было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в
авторской речи (например, рядом сидит папа, вместо отец, одного из малышей);
смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов;
речевые ошибки в построении текста.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесённо с глагольных форм (например, когда Пугачев
выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
стилистически неоправданное построение слов; неудачное употребление местоимений для
связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи
(например, Иванов закинул удочку, и она клюнула);
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки:
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться,
спинжак, беспощадство, публицизм и т. п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как
орфографические;
морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением
частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни
англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложити т. д.);
синтаксические:
Iошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например,
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)ошибки в структуре простого предложения:
фушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни
юность, ни лето; это были моей единственной книгой в дни войны);
зушение границы предложения (например. Собаки напали на след зайца. И стали гонять
«го по вырубке);
рушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу
огда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери,
j _е грузовик и комбайн);
ки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например,
шившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко
ив ноги, упершись руками в колени);
местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего
(например, Кусты, они покрывали берег реки);
пропуски необходимых слов (например. Владик прибил доску и побежал в волейбол).
в) ошибки в структуре сложного предложения:
смешение сочинительной связи (например. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев
шумят под его порывами);
отрыв придаточного от определяемого слова (например. Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки
(например, терпеть не могу сидеть сложи в руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка
может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не
только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам
помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в
окончании «браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а
грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И,
наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Нормы оценивания сочинений и изложений:
Основные критерии оценки
Оценка
Г рамотность
Содержание и речь
Допускается:
Содержание работы
«5 »
1 негрубая орфографическая, h
полностью соответствует
1 пунктуационная,
теме.
1 грамматическая.
Фактические ошибки
1 логопедическая ошибка
отсутствуют, в изложении
сохранено не менее 70 %
‘исходного текста.
Содержание работы
излагается последовательно.
Текст отличается богатством
лексики,точностью
^употребления слов,
разнообразием
синтаксических конструкций.
Достигнуты стилевое
единство и выразительность
текста. Допускается 1
[Недочет в содержании
«4 »
1.Содержание работы в
Допускаются:
основном соответствует теме, 2 орфографических +
имеются незначительные
3 пунктуационных +
отклонения от темы.
3 грамматических +
2.
Содержание изложения
в
3 логопедических
ошибки.
основном достоверно, но
1 орфографическая +
имеются единичные
3 пунктуационных +
фактические неточности, при 3 грамматических +
этом в работе сохранено не
3 логопедических ошибки.
менее 70 % исходного текста. 0 орфографических +
Имеются незначительные
4 пунктуационные +
нарушения
3 грамматических +
последовательности в
3 логопедических ошибки
изложении мыслей.
Лексический и
грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается
^единством и достаточной
выразительностью.
Допускается не более
[недочетов в содержании и не
более 3-4 речевых недочетов.
« 3»
Имеются существенные
отклонения
от заявленной темы.
Работа достоверна в
основном своем содержании,
но в ней допущены 3-4
фактические ошибки.
Объем изложения составляет
менее 70 % исходного текста.
Допущено нарушение
последовательности
изложения.
Лексика бедна,
употребляемые
синтаксические конструкции
однообразны. Встречается
неправильное употребление
слов.Стиль работы не
отличается
выразительностью.
Допускаются:
0 орфографических +
5-7 пунктуационных
(с учетом повторяющихся
и негрубых) +
4 логопедических
ошибки.
6 орфографических +
7 пунктуационных +
4 грамматических +
ошибки
«2»
Работа не соответствует
Допускаются: 7 и более
заявленной теме.
грубых орфографических
Допущено много
ошибок независимо от
фактических неточностей;
количества пунктуационных;
объем изложения составляет 8 и более пунктуационных
менее 50 % исходного текста, ошибок (с учетом
Нарушена
повторяющихся и негрубых)
последовательность
независимо от количества
изложения мыслей во всех
орфографических. Общее
частях работы, отсутствует
количество орфографических
связь между ними.
и пунктуационных ошибок
Текст сочинения (изложения) более 8 при наличии более 7
не соответствует
грамматических
заявленному плану.
Лексика крайне бедна,
авторские образные
выражения и обороты речи
почти отсутствуют. Работа
написана короткими
однотипными
цредложениями со слабо
выраженной связью между
частями, часты случаи
неправильного употребления
слов.
Нарушено стилевое единство
текста. Допущено б
недочетов в содержании и до
7 речевых недочетов
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует
исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две
единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта
тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Пр иложение №2
Уведомление.
Довожу до Вашего сведения, что ваш сын (дочь)___________
ученик (ца)_____ класса не усвоил программный материал по
за
__________
Рекомендую Вам
Учитель___________________ подпись_____________ д а та ______________ 20
г.
Ознакомлен (а), согласен (а), не согласен (а). Второй экземпляр получен на руки.
Родитель ______ _____ __ подпись_____________д ата___________________20___ г.
Уведомление.
Довожу до Вашего сведения, что ваш сын (дочь)______________
ученик (ца)_____ класса не усвоил (а) программный материал по
за____________________________. Переведен в следующий класс условно с обязательной
сдачей экзаменов по неусвоенным предметам в первом квартале следующего учебного
года. В случае не успешной сдачи экзаменов, будет оставлен на повторное обучение.
Рекомендую вам дополнительные занятия в период летних каникул.
20_____ г.
Учитель_________________ подпись______ _ _ _ д а та _____________ _
Ознакомлен (а). Второй экземпляр получен на руки.
Родитель________________ подпись_________ д а т а _______________________20______г.
Прошито,
скреплено
Sty
пронумеровано и
печатью